
17 января 1871г.
В последние дни велись интенсивные поиски тех, кто устроил покушение на англичан, и был разговор о том, что нам следует организовать полицейскую систему в соответствии с законодательством европейских стран. В ответ я сказал, что если правительство и народ находятся в совершенной гармонии, то каждый человек в Токио будет служить осведомителем. Если же гармонии нет, то даже увеличь мы полицейские силы в тысячи раз, не сможем пресечь насильственные акции такого рода.(*) Почему, интересно, правительство всерьез озабочено защитой человеческой жизни, только когда беда случается с европейцами? Важно, чтобы такое же тщательное расследование проводилось, и когда один из наших соотечественников умирает насильственной смертью. Но расследование становится скрупулезным, если несчастье случилось с европейцем, поскольку его посол оказывает давление, а когда жертвой становится один из наших людей, следствием пренебрегают. Я осуждаю подобный фаворитизм, и потому подробно изложил свои аргументы правительству. И в тот день я остался один со своим особым мнением.
Из дневника Кидо Такаёси.
* Это традиционный конфуцианский довод в пользу правительства, обладающего моральным авторитетом, в отличие от "законников", считающих, что для поддержания порядка важнее всего закон и полиция.
Два англичанина получили 13 резаных ран во время нападения на них в Kanda Nabecho 13 января 1871 года. В ответ на извинения, принесенные министром иностранных дел, иностранные дипломаты, возглавляемые английским посланником Гарри Парксом, и в том числе посол США Чарльз Э. Делонг, призвали к отмене ношения оружия самураями. "Актов насилия такого рода следует ожидать до тех пор, пока половине японцев будет позволено постоянно носить два меча", - отметил Делонг в письме к министру иностранных дел. (Йокогама, 15 января 1871 года, Международные отношения США, 1871, стр.583)